…А золовки говорят: "Неузорницу ведут!" Русская народная песня
Золовка - змеиная головка. Русская народная пословица
История плетения кружева на Руси
Конфликт, как видите, налицо. В песне речь идет о невесте, которую
ведут в дом жениха. Дело все в том, что в старину "неузорница" было
очень неодобрительным отзывом для молодой девушки, все равно что
"неумеха", а для кандидатки в невестки - особенно нежелательным, резко
снижающим конкурентоспособность. Как ни обидно, это нелестное
определение подходит к большинству наших современниц. У нас
предостаточно портних и швей, хватает вязальщиц и даже вышивальщиц, но,
к сожалению, почти не осталось кружевниц. Кружева производят
впечатление настолько утонченной и сложной структуры, что их плетение
кажется уделом особо одаренных. Между тем в старину на Руси плетением
кружев занимались целые деревни неграмотных крестьянок.
В те времена даже самые простые люди находили возможность украшать
свою не очень легкую и красивую жизнь узорами. Занимались рукоделием
все женщины - от царицы до крепостных. Царицы и царевны, боярыни и
боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками,
воспроизводили самые причудливые вышивки шелками, золотом и жемчугом.
Многие узоры старинных русских вышивок имеют не западное, а восточное,
преимущественно персидское, происхождение. Деревенские девушки украшали
свое приданое вышивкой и кружевами. В музее в Звенигороде выставлена
плащаница, которую вышивала золотой нитью Евдокия, первая супруга Петра
1. Когда в России появилось светское общество, знатные дамы стали брать
с собой на приемы коробочки с рукоделием. Так можно было
продемонстрировать свое мастерство и нелюбовь к праздности.
Впоследствии эти коробочки для рукоделия превратились в дамские
сумочки.
Среди всевозможных узоров: вышитых, вытканных, плетеных - особое
место занимают узоры "из воздуха" - кружева. На официальном языке
"кружево" - это ажурное текстильное (выполненное из нитей) нетканое
изделие, предназначенное для украшения одежды и предметов интерьера, с
орнаментальным оформлением и чередованием плотных и разреженных
участков. Кружево получается путем переплетения нитей, образующих
ажурный орнамент. Неравномерная структура кружева создает особенный
оптический эффект, игру света и тени, составляющую своеобразие этого
вида рукоделия.
В начале двадцатого века почти одновременно в России вышло два очень
похожих издания - "Полная энциклопедия женских рукоделий" в переводе с
французского и "Курс женских рукоделий" с теми же иллюстрациями,
написанный на русском языке с сетованиями на то, что маловато у нас в
России литературы по изящным рукоделиям.
Кружево сегодня
В наши дни остается лишь отметить то же самое. Оно и понятно: в наше
суетное время, казалось бы, не до тонкостей. В продаже полно
штампованных кружев из синтетики. (Ну и что, что одноразовые, зато не
возиться!) Однако во всем цивилизованном мире ручная работа ценится тем
выше, чем больше автоматизация и унификация. Особенно ценно пришедшее к
нам через века и произведенное руками - все то, что называется
нерусским словом "эксклюзив". Почти ни один показ высокой моды не
обходится без вышитых и кружевных узоров. В наше время кружева годятся
не только для бабушкиного сундука.
Мода двадцать первого века принесла кружевные накидки из меха, а
кружевные юбки из раздела нижнего белья торжественно переместились в
разряд верхней одежды. Последнее слово моды двадцать первого века -
кружевные брови - указывает на то, что кружева еще могут быть
использованы в самых неожиданных и неизведанных областях. Если не
относиться к кружевной технике как к чему-то застывшему, она поможет
найти современные оригинальные дизайнерские решения. Именно в фольклоре
и моде прошедших эпох черпают вдохновение великие кутюрье. Это понимают
и ценят на Западе. В Брюсселе знаменитые бельгийские кружева ручной
работы стоят очень и очень дорого. Изделия ручной работы дают большее
многообразие и несут на себе печать индивидуальности мастерицы.
Настоящее кружево ручной работы приравнивается к драгоценности и может
послужить не одному поколению. Качество кружева определяется уровнем
художественного замысла и тщательностью его воплощения.
Так что повозиться стоит. И стоит лишний раз вспомнить и
воспроизвести приемы изящного рукоделия в начале века двадцать первого,
собрать по крупицам и ничего не терять из опыта наших славных предков.
Нам хотелось бы составить книжку, позволяющую современной занятой
женщине хотя бы в малой мере приобщиться к затейливому искусству
плетения кружев.
Эволюция кружева на Руси и в Европе
На Руси кружева плетут с тринадцатого века. Сначала их плели из
золотых нитей для украшения одежды самых знатных и богатых людей. В
Европе кружева появились даже немного позже - на закате средневековья
со всеми его суровостями - под влиянием роскошной витиеватости Востока.
Отмечена особенность: затейливые ремесла лучше развиваются там, где
ниже уровень развития промышленности. В этом плане у нас отличные
перспективы. (Надо будет еще наплести лаптей.) 
Россия, впрочем, для Европы всегда была Востоком, диким и
непостижимым. Кружево возникло и развивалось вместе со стилем жизни и
модой. Первые плетеные кружева представляли собой пеструю цветную
зубчатую отделку в восточном стиле, которая нашивалась на верхнюю
одежду. Первое европейское кружево появилось в Италии и называлось
"обрано", что означало "стежок в воздух". Это кружево выполнялось иглой
и не имело тканевой основы.
В эпоху Ренессанса появились белые кружева, переходы и блики белого
тонко подчеркивали и облагораживали черты лица и малейшие оттенки кожи.
Кружева стали - и остаются по сей день - преимущественно однотонными.
Ни одна тенденция в моде не смогла бы прижиться без соответствующей
подготовки общественного сознания: так, переход к более строгой отделке
отразил рационализацию образа мышления. Кружева начали чаще
использовать для воротников и манжет, а затем и для нижнего белья. Это
потребовало более изящной работы. Для кружев стали применять более
тонкие нити и создавать более затейливые узоры. Формы орнамента
заимствовались из геометрии, растительного и даже животного мира.
Центрами классического кружевоплетения в Европе были Италия, Франция и
Нидерланды. В эпоху барокко кружева стали более пышными и
перегруженными рисунком. Пока что мы стараемся собрать, ничего не
утратив, старинные рисунки и техники, но, возможно, появятся узоры,
отражающие своеобразие и нашей эпохи.
Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы, пришиваемой по
краю одежды, вдоль застежки, по краю воротника или рукава. Слово
"позумент" по-французски означает "узкая отделка". Термины,
обозначающие кружева на многих языках, переводятся как "зубцы" и
"заостренные наконечники", что указывает на их фестончатую форму.
Вначале кружевные полосы служили обрамлением края одежды. Впоследствии
стали создаваться целые кружевные изделия: накидки, шали, платочки,
салфетки, которые на казенном языке производителя называются штучными
изделиями. К штучным изделиям относятся также отдельные детали одежды:
воротники, манжеты, вставки. В этом случае узор разрабатывается с
учетом размеров и формы изделия.
Часто кружева выполняются в виде полосы из повторяющихся мотивов.
Такое кружево называется мерным. В зависимости от назначения мерное
кружево подразделяется на край-кружево, прошву и аграмант.
Край-кружево, кайма или краюшка - это полоса, у которой один край
прямой, он пришивается к ткани изделия, а второй край отделочный,
фигурный, оформляется зубчиками, или фестонами.
Прошва - это кружевная полоса, у которой обе кромки имеют ровный
край. Прошва обычно используется при соединении деталей одежды или как
декоративная вставка.
Аграмант - это кружевная полоса с зубцами, или фестонами, с обеих сторон. Может просто нашиваться на ткань вместо вышивки.
Ажурный рисунок можно получить различными способами: вырезной
вышивкой (техника "ришелье"), вышивкой по продернутым нитям (мережки,
строчевые работы и горьковские гипюры), вышивкой по готовой сетчатой
основе, например по тюлю. Настоящими, однако, считаются кружева,
полученные путем переплетения нитей. Tags: кружева | кружевные изделия | мотив | плетение |