Друзья
Челябинцев учат рукодельничать

В Челябинском краеведческом музее сегодня, 24 июля, прошел мастер-класс по плетению на коклюшках. Заведующая центром народных художественных промыслов и ремесел при ОЦНТ Елена Артюшкина показала одну из техник кружевоплетения – сцепную.


altКоклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное).

Техника выполнения сцепного кружева значительно отличается от техники многопарного (мерного), хотя их элементы (плетешок, полотнянка и сетка) выплетаются одинаково.

Полотнянкой или сеткой выполняют орнаментальные замкнутые узоры, соединяющиеся между собой или непосредственно, или решеткой, которую плетут плетешками и насновками в разных сочетаниях всего двумя парами коклюшек.

Основной элемент плетения - вилюшка. Для соединения элементов кружева используются сцепы, именно из-за них кружево и называется сцепным. Типичным примером исполнения сцепной техники может послужить вологодское кружево.

На Руси первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе (Италия). Тогда же появились металлические булавки, что дало новый толчок в развитии коклюшечного кружевоплетения: родилась сцепная и парная техники.

Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.

Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить (тончайшая металлическая нить, накрученная на нитяную основу) и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

На Южном Урале в начале ХХ века плетением на коклюшках занималось почти все женское крестьянское население северо-запада Челябинской области (Красноармейский район: село Бродоколмак, Алабуга, Тирикуль, Беликуль). В основном плели многопарное кружево, для украшения постельного белья и полотенец, это ремесло носило не только домашний характер, но и приносило доход: женщины плели кружева на заказ.

Весь кружевной промысел прекратил свое существование во время Отечественной войны, но после нее, часть крупных районов смогла восстановить свое искусство плетения. Но и сейчас мастериц владеющих этим видом искусства не так много.

По словам Елены Артюшкиной, в 18 веке кружево могли себе позволить богатые люди, в 80-е годы прошлого столетия были популярны кружевные воротнички на школьной форме. Но в нынешнюю эпоху минимализма вещи, сделанные своими руками, не являются показателем состоятельности, мода прошла, рукоделие и кружевоплетение в частности стало просто не актуальным.

Однако сейчас наметилась тенденция к возрождению забытых традиций. Тем кто всерьез решил заниматься кружевоплетением на коклюшках, понадобятся следующие инструменты и материалы: подушка, подставка, коклюшки (на сцепное кружево хватит 20 коклюшек, а на многопарное потребуется около сотни), нитки, булавки и крючок.

Сплести кружево на коклюшках не сложно, однако это занятие отнимает много времени. Например, салфетку можно месяц плести, а жилет – год. Главное в любом деле желание и усидчивость, тогда ваши труды будут вознаграждены.

Tags: Коклюшечные кружева | краеведческий музей | мастер-класс | Челябинск