Друзья
Чугунное литье

Чугунное литье имеет многовековую историю и в русском искусстве, и в русской архитектуре.


С начала XVII века главным центром производства чугунного литья стали заводы Демидовых в Кыштымского округа на Урале. Мастера этих заводов смогли создать из грубого чугуна непревзойденные образцы художественного и архитектурного чугунного литья. Почти все выдающиеся зодчие XVIII и XIX веков неизменно использовали в своих работах чугунное литье. Поэтому неудивительно, что в русской классической архитектуре именно чугунное литье составляет богатейший раздел декоративного искусства.


Выполненные из чугунного литья глухие и ажурные элементы с оригинальными орнаментами и прекрасно подобранными пропорциями нашли применение во многих лучших образцах русской архитектуры.

Использование чугунного литья в русской архитектуре имеет богатую историю, которая началась с отливки плит пола, дверей для каменных палат, оконных решеток, лестничных перил и других элементов зданий.

В XVII столетии чугунное литье активно применяется все шире, используется как декоративный элемент в отделке зданий и садово-парковой архитектуре. Особенно популярными становятся камины и печные дверцы из чугунного литья. И в архитектурных ансамблях, и для отделки отдельных сооружений активно используются барельефы, статуи, решетки, перила, балконы, воротные столбы и створки ворот, кронштейны, фонарные столбы и отдельные элементы из чугунного литья.

К концу I столетия чугунное литье находит еще более широкое применение. На смену кованым заборам приходят монументальные и долговечные решетки и ограды из ажурного чугунного литья. Яркий пример тому – решетка и ворота особняка в Большем Толмачевском переулке, выполненные из чугунного литья в стилистике московского барокко. Все активнее применятся чугунное литье и в парковых ансамблях – при строительстве беседок и павильонов.

Начало XIX века, наполеоновские войны, придали новое направление творчеству российских архитекторов. К. Росси и В. Стасов, творившие в стиле ампир, широко использовали чугунное литье, применяя его в своих произведениях. Многочисленные здания в обеих российских столицах, дворцовые резиденции, сады и парки были богато декорированы великолепными образцами чугунного литья, умело вписанными в общую стилистику.

В тот же период, замечательные архитекторы О. Бове, отец и сын Жилярди, Е. Тюрин украсили Москву ярчайшими образцами чугунного литья, - в том числе знаменитыми оградами Александровского и Нескучного садов, и Триумфальной аркой.

В течение всего XIX века чугунное литье являлось одним из основных декоративных элементов в русской архитектуре. Без чугунного литья невозможно представить многочисленные мосты и ограды набережных в Санкт-Петербурге и Москве, особняки и дворцы, городские сады и парки. К сожалению, лишь немногие из образцов чугунного литья, ставшие украшением русской архитектуры, сохранились до наших дней.

Богатство и разнообразие форм чугунного литья позволяет очень широко использовать его в архитектуре, ландшафтном дизайне и при создании интерьера.alt

Tags: архитектура | литье | чугун | чугунное литье